ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт Четверг, 23.11.2017, 04:28
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2013 » Декабрь » 3 » «Объекты труда на уроках технологии»
18:20
«Объекты труда на уроках технологии»
29 ноября учителя технологии вновь встретились на семинаре - практикуме в Экономическом Лицее по заявленной теме: «Объекты труда на уроках технологии». Свой опыт представили два учителя технологии: Нагайцева Лариса Леонидовна и Матвеева Ольга Александровна.
Одной из главных задач учителя технологии в современных условиях является задача поиска оптимальных вариантов планирования и организации практических работ с целью достижения весомого результата в формировании компетентностей учащихся по различным разделам предмета «Технологии» считает Нагайцева Лариса Леонидовна.
Многие учителя технологии на своих уроках сталкиваются с апатией учащихся, вызванной чаще всего из-за отсутствия у детей мотивации к деятельности. Зачастую это происходит потому, что современные учащиеся в большинстве своем предпочитают те виды работ, которые дают быстрый результат. В частности, это особо проявляется при самостоятельном выборе направления в творческом проектировании, когда предпочтение отдается тем видам рукоделия, которые при малых затратах сил и времени дадут приличный результат. Кроме того, существует еще и проблема сокращения учебного времени на выполнения работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что, так или иначе, приводит к необходимости поиска альтернативных вариантов для возможности в создавшихся условиях осуществления формирования практических компетенций в различных видах рукоделия.
На взгляд Ларисы Леонидовны, одним из таких вариантов может быть составление коллажей.
В рамках учебного курса предмета «Технологии», факультатива и кружка «Эстетика быта» учащиеся достаточно много занимаются коллажированием. Большинство сюжетов творческих работ учащихся педагога выполняются в декоративном (фантазийном) стиле, в основе которого лежит оригинальная идея автора. Однако, не менее интересны и работы, выполненные и в других стилях коллажа: пейзажном, вегетативном, формо-линейном. По разновидностям коллажей приоритетное место у учащихся занимают коллажи в виде аппликаций, лоскутной мозаики, лоскутного шитья, бриколлажа с использованием материалов искусственного и естественного происхождения, с плоскими и объемными формами; квиллинга и декупажа.
Сильное влияние на композицию коллажа оказывает цвет. Неправильно подобранные цветовые гармонии в коллаже могут свести на «нет» даже самую тщательную практическую проработку отдельных сюжетных линий, выполненных в различных техниках декоративно-прикладного творчества, нарушив единую тематическую направленность сюжета работы в целом.
Далее Нагайцева Л.Л. провела с учащимися и учителями технологии мастер - класс "Составление цветовых гармоний по заданным темам". В задании по составлению цветовых гармоний для коллажей указывается тематика будущей работы. При этом в формулировке задания часто используются приемы обозначения темы цветовой гармонии по примеру работы в Домах моделей одежды. Все справились с заданием быстро и у всех появился огромный интерес, где такую работу педагог использует на уроках. Лариса Леонидовна рассказала примеры применения такой технологии на занятиях по материаловедению, по проектированию, моделированию.
Матвеева Ольга Александровна выступила по теме: «Объекты труда на уроках технологии и во внеурочной деятельности как средство формирования у учащихся внутренней мотивации к деятельности и коммуникативных УУД» В условиях подготовки к внедрению нового стандарта в основной школе, Ольга Александровна, как и любой учитель рассматривает позиции всех участников образовательного процесса (государства, родителей, нас самих – учителей и наших учеников), ожидающих каких-то определенных результатов преподавания различных предметов, в том числе – и технологии. В этом смысле учитель невольно сталкивается с существующими противоречиями: с одной стороны – есть базовая программа, которую необходимо выполнять, а с другой стороны - нельзя не учитывать изменяющиеся в современных условиях интересы родителей и самих учащихся.
Изготовление швейных изделий, являющееся одним из базовых разделов любой программы по технологии, не привлекательно для большинства учащихся и такое содержание предмета не может служить мотивацией к изучению технологии. Нужно признать также объективный факт - изготовить собственное изделие на должном уровне учащиеся среднего звена пока еще не могут, а затраты на основные и дополнительные материалы, фурнитуру достаточно велики. Таким образом, недовольны результатом бывают и родители, и учитель, который вкладывает много труда, работая практически индивидуально с каждой учащейся.
Кроме того, учащиеся всех возрастов чаще проявляют желание сделать изделие не «по программе», а по своему индивидуальному вкусу, соответствующее современным направлениям моды. Сегодняшние учащиеся поясняет Ольга Александровна предпочитают те виды рукоделия, которые дают быстрый и привлекательный, по их мнению результат. Однако, необходимые швейные машины, помогающие им создавать современные изделия - есть в редких школах. Она подчеркнула, что именно современные материалы и оборудование, позволяющие качественно шить одежду, заниматься бытовым дизайном, существенно влияют на интерес школьников к предмету. Большой интерес проявляют школьники к изучению современных способов обработки материалов (квилинг, декупаж, батик, валяние и др.), к занятиям кулинарией и карвингом, к проектной деятельности. Отличные результаты обучения ученики показывают, если на уроках используется актуальная для подростков коллективная (групповая) форма организации работы. Проектная деятельность, в свою очередь, основывается на выявлении и удовлетворении уже имеющихся потребностей, поэтому мотивация к ней изначально высокая.
Так каким же должно быть содержание предмета и какие объекты труда необходимо осваивать на уроках технологии, применяя системно - деятельностный подход и развивая у школьников универсальные учебные действия, лежащие в основе нового стандарта?
Матвеева О.А. изучая опыт других педагогов, работающих в этом направлении, вполне соглашается с ними в том, что структурно программа должна состоять из большого набора вариативных модулей с примерным вариативным содержанием. Чтобы учитель мог, в зависимости от конкретных условий своего региона, школы и класса, пожеланий родителей собрать программу, включить в нее наиболее востребованные сегодня модули, добавить новые. Безусловно, и содержание самих модулей, и методика преподавания предмета должны способствовать достижению целей нового ФГОС. При таком подходе учитель мог бы выделить часы на учебные часы на изготовление швейного изделия, если оно востребовано, или на создание предметов быта, основываясь на рукоделии или дизайне. В любом случае необходимо использовать проектный метод обучения, создавать условия для презентаций, показа на выставках или мастер-классах учащимися своих работ, как на уровне школы, так и на внешкольных мероприятиях.
Просмотров: 2015 | Добавил: Tomik-star | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  •  

    Copyright MyCorp © 2017